вторник, 29 марта 2016 г.

КЛЕТКА ДЛЯ МАКБЕТА


Действительно ли «шотландка», которую Вивьен Вествуд превратила в знамя панков, является первой тканью-камуфляжем?


Английские ученые считают, что тартан, который традиционно связывают с культурой Шотландии, на самом деле имеет кельтское происхождение. Сохранились свидетельства древних римлян, отмечавших удивительную ткань варваров в темно-зеленую и черную клетку. Интересно, что самый древний на сегодняшний день образец тартана, датируемый началом IV в. н.э. был найден недалеко от шотландского города Фолкирк вместе с 1900 римскими монетами. Это неокрашенная овечья шерсть, рисунок в которой складывается из широких полос - грязно-белых и темно-коричневых.


John Frederick Lewis "Highland Hospitality" 1832



























Известный гуманист эпохи Возрождения Джордж Бучанан в 1582 году в труде «История Шотландии» отметил, что шотландцы обожают всевозможные клетчатые ткани, в частности, сочетающие пурпурный и синий цвета, хотя наибольшее предпочтение отдают темно-коричневым оттенкам, поскольку они делают человека почти невидимым в горном пейзаже. 

Действительно ли «шотландка», которую Вивьен Вествуд превратила в знамя панков, является первой тканью-камуфляжем? Вряд ли наука когда-нибудь сможет точно ответить на это вопрос. Но саму идею камуфляжа Шекспир приписал именно шотландцам.


Vivienne Westwood AW14 "Gold Label collection" & Vivienne Westwood
AW93
Как мы помним, Макбету предсказано, что он будет царствовать «Пока не двинется наперерез/На Дунсинанский холм Бирнамский лес». Макбет кричит:

Но этого не может быть! Я рад. 
Нельзя нанять деревья, как солдат. 
Нельзя стволам скомандовать: вперед.
Пророчество мне духу придает. 

Все оказалось возможным: шотландские воины пошли отбирать корону у незаконно ее присвоившего Макбета, прикрываясь ветками, так что издали казалось, будто Бирнамский лес в буквальном смысле идет. Об этом сюжете историки спорят до сих пор. Считается, что до изобретения винтовки необходимость в камуфляже была только у охотников, а уж если целое войско шло в атаку, игра в прятки не имела смысла. 

В любом случае следует признать, что Шекспир предвидел изобретение столь любимого дизайнерами ХХ века камуфляжного рисунка, имитирующего ветви и листья.

«Макбет», тем не менее, не превратил тартан в модную ткань. Это оказалось по силам другому английскому писателю - Вальтеру Скотту. Огромную роль сыграли и его «шотландские» исторические романы: «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819), и, конечно, само шотландское происхождение литератора.  Так, начиная с 20-х годов XIX века самые разные формы костюма, а также аксессуары украсила характерная «клетка». Бывало, легкомысленные творцы моды заимствовали рисунок, принадлежащий определенному клану, но чаще создавали фантазийные вариации на заданную тему. 


"Charles Lawton" dated 1856  by William Maw Egley (1827?-1916) & Tartan worsted kilt with a woollen barathea jacket and waistcoat, made by Kinloch Anderson, Scotland, 1996



























Mortimer, Celia, 1979 wool plaid, cotton, nylon and leather & Woven silk velvet, lined with sateen, 1850





























Шерстяные тартаны превращались не только в светские платья и «тройки», но и в экзотические тюрбаны и даже сумочки, напоминавшие по форме спорраны - кошели, неотъемлемые атрибуты традиционного шотландского костюма. 


Embroidered silk satin, lined with silk, wood, сер. XIX century & Тюрбан, 1820-35, шелк, бархат





























Когда речь шла о жилете или галстуке «а ля Вальтер Скотт», современники понимали, что сделаны эти актуальные предметы из характерной клетчатой ткани. Английская мода не требовала соблюдения шотландских традиций, поэтому аутентичную шерсть часто заменяли на роскошный шелк или бархат. 



Продолжение следует...

Марина Скульская - историк моды, куратор отделения «Дизайн костюма и аксессуаров» Международной школы дизайна (Санкт-Петербург), автор книги «Мода. Самое человечное из искусств».

Комментариев нет:

Отправить комментарий